Альтернативный коридор через Ирак в Турцию «нисколько не мешает», считает президент
Подготовительная работа по реализации проекта создания международного транспортного коридора (МТК) «Север ‒ Юг» заканчивается. «Мы сейчас консорциум создадим во главе, по-моему, с ВТБ... Надеюсь, в самое ближайшее время все начнется реально», — заявил президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании международного форума «Российская энергетическая неделя» (РЭН).
Он прокомментировал слова премьер-министра Ирака Мухаммеда Судани, рассказавшего о проекте «Путь развития», который свяжет порт Эль-Фао с Турцией. Российский президент отметил: «Мы тоже так считаем, что чем больше маршрутов, тем лучше, тем легче будет участникам экономической деятельности выбрать для себя оптимальный. «Север ‒ Юг» — очень хороший вариант, и многие наши партнеры проявляют к этому интерес. Сохраняется интерес и у Азербайджана, через территорию которого должна пройти часть пути, — это по одной стороне Каспия, по другой стороне Каспия — там и Казахстан, и Туркменистан, с выходом в Иран тоже, с одной стороны [Каспия] на Иран и с другой — и потом в Персидский залив», — сообщил Владимир Путин, добавив, что иракский проект «нисколько не мешает, грузопоток будет только расти».
«Если мы еще будем развивать Северный морской путь, а мы будем это делать, все это очень укладывается… Если есть выход туда, в Арабские Эмираты, ну и слава богу, в Турцию — мы «за». Все эти маршруты нам известны, все это обсуждается, мы в курсе, мы «за», — сказал глава российского государства.
Как сообщал «ПортНьюс», правительство РФ поддержало предложение Банка ВТБ о создании проектного офиса для развития МТК «Север ‒ Юг». Проектный офис будет собирать и анализировать информацию о грузовых базах в части инвестиционного проекта по строительству новой железнодорожной линии от границы РФ с Азербайджаном до портов Ирана. Ему также предстоит проработать тарифные решения, вопросы синхронизации расписаний, развития мультимодальных перевозок и цифровых решений. Кроме того, проектному офису необходимо оценить капитальные расходы на реализацию проекта, конкурентоспособность маршрута и подготовить финансово-экономическую модель и технико-экономического обоснование.
Международный транспортный коридор «Север ‒ Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Как заявлял вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, грузопоток по МТК «Север ‒ Юг» к 2025 году должен возрасти в два раза — до 30 млн тонн, к 2030 году — до 35 млн тонн.